Исследователь железных дорог. Часть 1

Он появился в читальном зале Опаринской центральной библиотеки в один из  майских дней – на голове бейсболка, за плечами – рюзачок. Вот и вся экипировка.  Поинтересовался,  есть ли в библиотеке фото и материалы по узкоколейной железной дороге Опаринского леспромхоза. Материалы были, а вот фотографий не оказалось даже в альбомах, подаренных Никанором Алексеевичем Яхлаковым.  Он достал фотоаппарат и стал переснимать заинтересовавшие его вырезки из старых газет, хранящиеся в библиотеке. Так мы и познакомились.

Первый вопрос, который возник – почему такой интерес к нашей узкоколейке? И Сергей Болашенко поведал,  что он -  исследователь железных дорог, как широкой колеи, так и узкой, автор и издатель книг (на 2015 год их выпущено 14).

Сергей – автор крупнейшего железнодорожного сайта на русском языке «Сайт о железной дороге». В Опарино   он во второй раз, впервые побывал летом прошлого года.  По узкоколейке  проехал   и прошагал  летом 2014 года до поселка Чурсья. Впечатлениями от той поездки, как и фотографиями, он поделился с посетителями своего сайта.

Сергей Болашенко

С разрешения автора мы публикуем записи о  поездке 2014 года и некоторые нынешние впечатления.

Но сначала немного о самом Сергее.  Он москвич, родился в 1980 году.     О своем интересе к железной дороге говорит так:

«В каком возрасте я стал интересоваться железной дорогой — определить трудно. Представляется, что такой интерес появился одновременно с умением хотя бы немного разбираться в устройстве этого мира — то есть, где-то в три года. Логических объяснений этому нет. Никто из моих предков никогда не работал на железной дороге и не испытывал к ней интереса.

В возрасте 7—8 лет я самостоятельно ходил по московскому району Ховрино, где мы жили,  и часто выбирался на железную дорогу. Местом летнего проживания тогда был либо один из дачных посёлков, находящийся в Клинском районе Московской области, либо село Кривандино в Шатурском районе Московской области.

За станцией Шатура из окна вагона была видна двухпутная узкоколейная линия. После привычной широкой колеи узкоколейка казалась чем-то очень странным и таинственным. Когда стало известно, что недалеко от Кривандино тоже есть узкоколейка, я стал уговаривать родителей сводить меня по ней на прогулку, чтобы узнать, куда она ведёт. В конце концов эти уговоры возымели действие, и я вместе с дедом совершил восьмикилометровую прогулку по линии узкой колеи от разъезда Бордуки до путепровода (пересечения широкой и узкой колеи вблизи остановочного пункта Туголесье).

С 1991 года я стал самостоятельно ездить по Москве на городском транспорте. Вскоре поездки по разным районам огромного города стали занимать почти всё свободное время. Я проехал  не только по трамвайным маршрутам, но и  по всем линиям метро, выходя на каждой станции.

В 1993 году я стал ездить один уже по Московской области на электропоездах (вначале — не удаляясь от Москвы больше чем на 200 километров). С 1994 года появилось второе увлечение, плавно проистекавшее из первого — разработка собственной методики выживания в одиночку. Понимая, что изучение железных дорог (особенно — узкоколейных) неизбежно будет сопряжено с путешествиями по малонаселённым лесным местам, я собирал различную литературу, посвящённую вопросам ориентирования и выживания в лесу, пытался собирать и употреблять в пищу дикорастущие растения, определять стороны света без компаса, устанавливать палатку и шалаш, а зимой — строить ледяное укрытие.

Летом 1994 года  я впервые выбрался на расстояние свыше 300 километров от Москвы, доехав на пригородных поездах до станции Бологое».

С тех пор прошло более двадцати лет. За это время Сергей проехал уже более трёх сотен узкоколеек, в том числе разобранных. Количество линий широкой колеи вряд ли поддается счету.

На его сайте собрано очень много информации о железных дорогах: около 150 тысяч фотографий и тексты. По большому счету, половину жизни  он проводит в пути — в машине, поезде, а то и вовсе под открытым небом

Он говорит: «Я поставил перед собой цель «проездить» (совершить поездку на подвижном составе, предназначенном для передвижения по рельсам) абсолютно все железнодорожные линии на территории бывшего СССР, включая трамвай и метрополитен. В идеале, должны быть проезжены все ведомственные линии, включая линии на закрытых объектах (ЗАТО, космодромы и прочее). Хотя и понимаю, что не всегда это реально».

В списке исследованных Сергеем объектов немалое количество расположено на территории Кировской области. Трижды – в 2004, 2014-м и 2015-м годах он побывал в Опаринском районе. Посетил не только Чурсью, но также поселки Маромицу и Речной. Об этом – в следующих частях  нашего повествования.

Продолжение следует.