И стала музыка судьбой

Музыкальная школа в поселке Опарино в прошлом году отметила свое сорокапятилетие. И более двадцати лет ее коллектив возглавляет Марина Анатольевна Максименкова.

Марина Анатольевна Максименкова

Наверное, так сошлись звезды: девочка из семьи, где родители, брат, сноха (а теперь и сын работает машинистом) – железнодорожники, выбрала иную, не столь приземленную стезю. Этим выбором, сделанным раз и на всю жизнь, стала музыка.

Когда мама привела дочь-первоклассницу в музыкальную школу, поступать в нее она не захотела. Но позднее, через год или два, когда в восьмилетнюю школу, где училась Марина, пришли преподаватели музыки, прослушали детей и пригласили поступать, девочка, не сказав никому ни слова, отправилась на экзамены, успешно сдала их и была принята в музыкальную школу.

Ее первым преподавателем по классу фортепьяно стала Ирина Евгеньевна Черезова, затем ее сменила Надежда Георгиевна Бартева.

Желание самой стать преподавателем музыки, появившееся к восьмому классу, на момент окончания школы сформировалось и окрепло. Но в педагогический институт Костромы, куда надумала поступать, баллов не хватило – слишком высока была конкуренция с выпускниками музыкальных училищ.

Проработав год пионервожатой в Опаринской средней школе, Марина стала студенткой Кировского училища искусств. Закончив дирижерско-хоровое отделение, через четыре года вернулась в родной поселок, чтобы работать в той же музыкальной школе, которая дала путевку в жизнь.

Марина Анатольевна Максименкова

На посту директора Марина Анатольевна сменила Елену Анатольевну Лапину. Как решилась пойти на столь ответственную должность?

«Не знала, что это такое, — честно признается Марина Анатольевна. – И вышло, что бросилась в омут с головой».

«Но раньше работать было куда легче, — продолжает она. – Больше внимания уделялось организации учебной работы и меньше заполнению и составлению разного рода бумаг».

«Изменились ли требования к учебному процессу?»

«Казалось, вся система обучения музыке было хорошо сформированной, устойчивой. Но в последнее время ее стали перекраивать».

«В чем это выразилось?»

«В процессе работы нас стали ориентировать на интересы и желания детей. Тогда начали вводиться предметы по выбору».

«Чего желали дети?»

«Оказалась востребованной гитара. А еще все захотели петь».

«Сейчас на что делается упор?»

«На получение учащимися профессиональных навыков и знаний. Ориентируем детей на овладение инструментом, все остальные предметы программы способствуют этому, поэтому нельзя их запускать».

Музыкальная школа – это четыре штатных педагога, два совместителя и шестьдесят учеников. Несколько последних лет нет проблемы с набором: желающих учиться музыке более чем достаточно – школа востребована. Нагрузка у преподавателей высокая.

Воспитанники Опаринской детской музыкальной школы успешно выступают на межрайонных и областных конкурсах, становятся лауреатами и дипломантами. Вот и 27 марта Саша Криницын со своим педагогом О. А. Трубиной едет в Демьяново Подосиновского района, где в местной музыкальной школе пройдет конкурс фортепьянных миниатюр.

«Трудно ли руководить коллективом?»

«Женским – да. Хорошо, что при наличии некоторых расхождений во мнениях (а как же иначе?) у нас коллектив единомышленников. Ведь все, что мы делаем, — это ради детей. И огни приходят в школу с радостью».

Хочется добавить: и в интересах всего поселка. Потому что каждый концерт школы, подготовленный педагогами и учащимися, становится событием в культурной жизни.

«Марина Анатольевна, каковы Ваши собственные предпочтения в музыке?»

«Из зарубежных композиторов-классиков более других нравится Моцарт. Из современных отечественных – Свиридов и Щедрин».

«Никогда не думали сменить профессию?»

«Нет. Музыка – это мое».

Чтобы учить других, нужно многое знать и уметь самому. В 1999 году Марина Анатольевна закончила заочно Пермский институт культуры, получив диплом с отличием.

Как всякий руководитель, Марина Анатольевна хотела бы, чтобы занятия музыкой проходили не в тесных кабинетах старенького деревянного здания с печным отоплением, а в современном, просторном и светлом.

«Найти бы мецената», — мечтает она.

А что? Нашелся же человека, который на собственные средства построил в Опарино храм, вложив в него 10 миллионов. Может быть, этот пример еще кого-то подвигнет на благое дело? Ведь музыкальная школа – тоже храм, храм музыки.

25 марта отмечается День работников культуры. Поздравляем Марину Анатольевну и в ее лице весь коллектив детской музыкальной школы поселка Опарино с праздником!