И снег скрывает все следы…

От «крестов» по стареньким узким бетонным плитам (сейчас таких не выпускают) всего-то 25 километров – и ты в Моломе. Красивое старинное село раскинулось над рекой, обрамленное сосновыми лесами.

А сама дорога – ровная, без провалов и выбоин… Никакой (ну, или почти никакой) тебе тряски. Может быть, раньше по ней не столь много вывозили леса? Межколейное пространство заросло травкой, обочины тоже зеленеют.

В селе этом и окрестных деревнях был колхоз, который назывался «Красный Октябрь». Представители всех организаций райцентра считали делом чести оказать в летнюю пору хозяйству посильную помощь в заготовке кормов. Уезжали рано утром, возвращались вечером.

Красивейшие, надо сказать, места вокруг Моломы. С высокого угора у Нацмена дали открываются необъятные, и все леса, леса, леса…. Особенно хороши они осенью, когда зелень хвои смешивается с пестрым лиственным нарядом. Аж дух захватывает! На горе в роднике у Лидии Павловна Грислис можно набрать ледяной водицы.

Помню, одно лето грибным выдалось. И такая картина перед глазами: летит наш «уазик» в сторону Опарино, а слева и справа, где обочины, две красных полосы бегут параллельно. Это шляпки подосиновиков, которым тесно стало в лесах, сливаются в одну сплошную линию.

Но хватит лирических отступлений. Вместо грибов на обочинах теперь только грязь.

Депутат районной Думы Леонид Николаевич Шинкевич на последних пяти, если не шести заседаниях просил обратить внимание на эту дорогу.

«Всего-то десять ям в начале лета было, — говорил он, — которые нужно было засыпать. – Теперь их стало 50, проехать можно только на «Урале», владельцы легковушек свои авто на прикол поставили».

И где она, та вчерашняя дорога, по которой можно было прокатиться «с ветерком»? Что такое с ней случилось, что даже рейсовый автобус выполняет рейсы не каждую неделю?

Сейчас узнаете.

Если до 10-го километра от 20-го трасса еще более-менее, то дальше начинаются страсти-мордасти. Межплиточное пространство полностью уничтожено, разъездов как таковых нет – плиты с них были сняты. Зато почти на каждом километре – выезды тяжелых машин, которые вывозят заготовленный лес. Причем выезды эти не обустроены мостиками из плит, как положено — в лучшем случае под колеса брошено несколько пачек «горбыля», который перекрывает водосток. Бетонка покрыта толстым слоем грязи как бутерброд маслом. Глубина колеи превышает все разумные пределы.

Не нужно думать, что никто этого не знает и мер не принимает. Комиссия администрации района регулярно выезжает к местам несанкционированной погрузки, фиксирует нарушения на фотокамеру. Только в сентябре и октябре побывала на этой дороге четырежды. А дальше? А дальше материалы направляются в ГИБДД г. Мураши для принятия мер, где специальная комиссия устанавливает виновных и определяет меру наказания в виде штрафа. Но кого в наши дни можно напугать штрафом?

Вот, например, что увидела комиссия на дороге

10 сентября.

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Наказание получит водитель, но он просто наемный работник – какой с него спрос? Да и не всегда на вопрос, на кого он работает, человек может дать внятный ответ – работу страшно потерять.

Но за каждым водителем стоит юридическое лицо, которое и должно нести ответственность, в том числе финансовую, за порчу имущества (что касается плит и дорожного полотна) и самовольный захват чужой собственности (если погрузка ведется в полосе отвода). Здесь не письмами в ГИБДД нужно действовать администрации района, а непосредственными обращениями в суд, заняв жесткую позицию.

Смотрим картинки дальше.

Месяц тот же – сентябрь, число 23-е.

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Так чьи же они, дороги, по которым вывозится моломский лес?

Муниципальные, ко всеобщему сведению. Проведена их паспортизация, за что заплачены немалые деньги. По логике, ни одна организация, ни одно транспортное средство не имеет теперь права делать выезд на дорогу, не согласовав этот вопрос с отделом жизнеобеспечения администрации района.

Как бы не так! Даже полоса отвода не соблюдается – а это 25 метров влево и столько же вправо от осевой линии. Да какая полоса отвода, если кое-где погрузка ведется прямо на резервной части дороги или примыкает к ней! Хотя есть стандартные требования к обустройству выездов на муниципальные дороги. Но разве они соблюдаются?

Фотографии от 1 октября.

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

А уж какое количество древесины везут на себе эти лесные монстры! Вагоны, не меньше! Нагрузка на ось при нашей категорийности дорог превышена многократно. Вот она, умышленная порча чужого имущества. Только доказать сие, оказывается, очень и очень непросто.

К примеру, по дороге на Зарю за 6 месяцев вывезено 80 тысяч кубометров древесины – а это 17 машин в сутки. Куда уж больше и какой бетон выдержит? Тем более, вывозка идет круглый год, даже когда дороги закрыты на период распутицы.

Если не принять мер и не усилить контроль, в том числе и депутатский, сегодня, то через год дорога 20 км – Молома станет двойником трассы Маромица – Заря.

Фотографии от 22 октября.

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

Дорога в Молому

А во что превратится вскоре Молома? Пожалуй, в Чурсью…

Между тем, как моломский лес потоком уходит из района, сама Молома живет все хуже и хуже. Магазин райпо то ли закрыт, то ли под угрозой закрытия. По крайней мере, хлеб и полуфабрикаты ИП Куппарь в магазинчик еще завозятся, но что будет дальше, сказать не может никто.

Почту обещают доставлять дважды в неделю и не более.

Самая интересная проблема – с водой. Школьное здание, где нет ни одного ученика, а разместились местная администрация, библиотека и сельский очаг культуры, на отопление и содержание требует немалых средств. Их в бюджете поселения нет. Для того, чтобы не содержать кочегарку, приобрели четыре конвектора. Но как только включают один – не выдерживает проводка. Вырубается электричество – вся Молома остается без воды. Такой вот парадокс, с которым еще разбираться и разбираться… А колодцев в Моломе отродясь не бывало.

Работы для людей практически никакой.

Все, кто смог, уже уехали, кто пока не смог – пакует вещи.

Такая вот ситуация с одним из самых красивых и когда-то далеко не бедных сел Опаринского района.

А лес все везут и везут… Хотя о чем мы? Снег выпал. Который, как известно, скроет все следы – до будущей весны.

На прошлой неделе на автодороге 20 км – Молома проводились ремонтные работы. На ноябрьской Думе мы спросим у Леонида Николаевича Шинкевича, все ли 50 ям заделаны, убраны ли несанкционированные съезды и можно ли теперь по этой дороге прокатиться «с ветерком» на легковом транспорте?

Видео по теме

Фото и видео предоставлены администрацией Опаринского района.