«Голубые дороги Русского севера»

Реки Юг, Пушма, Молома Луза, Вычегда – это древние пути в Вятский край, в Пермь Великую, на Печерские просторы по которым шло первоначальное освоение новгородскими ушкуйниками этих территорий.

Голубые дороги Русского севера

Несомненный интерес вызывает участие этих рек, как транспортных артерий:

  • в период зарождения и существования морской торговли Московского государства с Англией и Голландией (от Ивана Грозного и весь последующий «допетровский» период);
  • в периоды естественного взлета хозяйственной деятельности всего Русского Севера (начальный период правления Петра I) и последующего принудительного спада в интересах стратегических задач (после перевода столицы из Москвы в Санкт-Петербург (1712); после победы в Северной войне со Швецией (1721); после Персидского похода Петра I (1723)).

Было желание у создателей Северо-Екатерининского канала (построен между притоками Северной Двины и Камы; 18 км; в 1785—1822гг.) возродить торговые пути по рекам Русского Севера для реализации произведенной на вятских и камских просторах сельскохозяйственной продукции. К сожалению, затраченные на строительство канала усилия не дали желаемого результата и чуда не произошло.

Голубые дороги Русского севера

То, что не состоялось в конные 19-го века, стало возможным в период Столыпинской сельскохозяйственной реформы. Территории, освоенные при создании хуторской системы на Русском Севере, дали толчок развитию внешней торговли через Архангельск. В 1913 году столичные специалисты провели изыскания для строительства канала между Моломой и Пушмой (по древнему волоку Нижний Починок – Лодейно). Создавать водный путь считали целесообразным при том, что с 1899 года успешно функционировала железная дорога «Котлас – Вятка – Пермь», решавшая важные задачи как в Первой мировой войне, так и во время Великой Отечественной войны.

Голубые дороги Русского севера

Походы по рекам Русского Севера – это не только активный отдых, но и содержательный туризм. Описание водных истоико-патриотических маршрутов, часть которых проходит и по территории Опаринского района, будет представлена в виде фотографий с краткими описаниями.

Голубые дороги Русского севера

Юрий Кропотов, внештатный сотрудник Росвоенцентра при Правительстве РФ капитан 1 ранга запаса.