Гладко было на бумаге…

Продолжим пословицу, и, дочитав материал до конца, вы поймете, почему именно с нее мы начали свой рассказ. Итак: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги. А по ним ходить…» Добавим: овраги не природные, образуемые внешними силами, а бюрократические, которые создаются в кабинетах чиновников…

В январе 2015 года в торжественной обстановке, с представителями телевидения и областных властей, состоялось открытие  первой в Опаринском районе семейной фермы супругов Негановых.

Началось все в 2012 году, когда Елена Неганова подготовила бизнес-план и приняла участие в областном конкурсе на получение гранта. И выиграла его, получив, как победитель, почти  6 миллионов рублей на безвозмездной основе. Еще 4 миллиона составили собственные и заемные средства. Общая стоимость проекта – 10 миллионов рублей. Ожидаемый срок окупаемости – пять лет. Правда, пункт пастеризации и розлива молока в работу не был запущен. Для эксплуатации модуля на полную мощность на переработку должно поступать минимум 200 литров молока, надаивалось  не более 100 литров.   Нужно было увеличивать поголовье коров (что и собирались сделать Негановы в течение лета),   выполнить пуско-наладочные работы оборудования.

Ждали «своего»  молока в августе, но наступила новая зима, а опаринское молоко на прилавках и в бюджетных организациях так и не появилось. Хотя имеется тара – пластиковые бутылки емкостью 0,9 литра с этикеткой «Опаринское молоко», с которой улыбается черно-белая коровья морда. Но тара пока пуста.

В чем причина – а, возможно, и не одна? Об этом мы спросили главу крестьянско-фермерского хозяйства Елену Алексеевну Неганову. Более чем печальную историю она нам поведала.

Елена Неганова

Попробуем рассказать ее вам, уважаемые читатели.

Грант почти в 6 миллионов – это, конечно, замечательно. Кроме гранта, по государственной программе Кировской области «Развитие агропромышленного комплекса на 2013—2014 гг.» крестьянско-фермерскому хозяйству была оказана господдержка в размере 70 тысяч рублей.

Чтобы осуществить задуманное – реконструировать  полуразвалившийся свинарник в современноую молочно-товарную ферму, денег требовалось порядка 10 миллионов.  Потребовалось  взять кредиты, что Негановы и сделали.

Работы начались и вроде бы успешно завершились. Но… на ферме как было год назад 14 коров, так 14 и осталось. Почему?

Вот что рассказала Елена Алексеевна:

«Я столкнулась с самым настоящим бюрократизмом, когда за одной бумажкой нужно было предоставить вторую, за ней третью… Но во всех ли вопросах я была компетентна? Если я знаю и хорошо выполняю свою работу, то вопросы строительного плана передо мной по полочкам специально никто не раскладывал. В процессе реализации проекта я столкнулась с такими трудностями, что иногда казалось, что ты лбом пробиваешь каменную стену.

Взять хотя бы электроэнергию. Вроде все оформили правильно. Потом оказалось, что на модуль нужен отдельный счетчик и трансформатор».

 «Они не были поставлены?»

«Были, но в самом модуле. А  граница наших электриков   установлена между фермой и модулем. Трансформатор стоит у них там и учет они ведут только там, значит, счетчик нужно было выносить с модуля туда.

Наши подрядчики без согласования  с нашими  электриками приборы учета поставили внутри модуля и что-либо снимать  и переносить отказались (это ящик со всем электрооборудованием). Если у каждого свои требования, от которых они не хотят отступать, мне пришлось покупать новый счетчик, новые трансформаторы, которые пойдут на модуль. Вся работа принимается комиссией, по актам, а не просто так. На все уходит время. Одна бумажка ходит неделю,  другая еще дольше. А время идет…

Бьешься, бьешься – не одна, конечно, бывает, что и к администрации обращаешься: помогают, согласовывают, разговаривают с какими-то службами… Все равно разговор главы администрации имеет больший вес, чем разговор такой простой женщины, как я. В Кирове-то все равно, КФХ я или не КФХ. Сельхозотдел оказывает большую помощь в оформлении бумаг, созванивается с департаментом».

 «На ферме 14 коров, пять телят. Почему не произошло увеличения поголовья?»

«Увеличить поголовье планировали за счет нетелей и купить несколько коров. Договаривались насчет коров с людьми. Мы нашли десять коров, которые устраивали нас по всем показателям. Я планировала ферму запустить и  рассчитаться с людьми – то есть, мне нужен был денежный оборот. Но модуль запущен не было, продукции нет – люди коров сдали. Я иду в зиму -  поголовья не хватает. Вдобавок выявились нарушения технологии при строительстве нашими подрядчиками – до сих пор разбираемся.

Было допущено нарушение в светоаэрационном фонаре по всей его длине. Дыры были такие, что руки лезли, а мы не понимали, почему в помещении холодно. По проекту по всей длине этого фонаря должна быть проложена резина, которая не пропускает холодный воздух. За головы схватились – включаем тепловые пушки, но не можем нагреть: тепло поднималось кверху и все улетало на улицу. Пришлось покупать утеплитель и по всей длине строительным степлером (а это более 60 метров) пробивать».

 «Правда ли, что с гранта был снят налог?»

«Здесь еще интереснее. В департаменте, вручая грант, никто не поинтересовался, на каком налоге «сидит» предприниматель. Оказалось – у меня «упрощенка», остальные все – на едином сельхозналоге, у них от дохода идет 6%. У меня же идет 15% доход минус расход. И что получилось?  Грантовые деньги у меня пришли в доход, соответственно, я перекрываю расходами. Затраты по строительству  и прочее я ставила в расход, то есть, я как бы получается, покрыла доход минус расход. Но система налоговая такова, что они в «упрощенке» смотрят только на доход. Я показала доход 5 млн. 800 тысяч – с этого и заплатила 1%, то есть 50 тысяч.

Когда я забила тревогу, что государство дало мне деньги, а с них еще и налог взяли,   стали  разбираться – а что разбираться-то – поезд ушел…»

 «Поэтому на коровушек денег и не хватило?»

«Какие уж там коровушки! Запускать модуль не запускают – хотя денежек хорошо поимели. Воздуховод в модуле, например, не сделали. Так все время высокая влажность, когда стали опробовать оборудование. А вытяжки-то нет! Мне говорят, куда раньше смотрела? Но простите, я не строитель…  В проекте прописано, а на деле нет. Я пишу претензии, от меня отделываются отписками. Наверное, совместно с администрацией придется создавать комиссию из специалистов, чтобы зафиксировать все недоделки и потом обратиться в суд. Зато подрядчик теперь просит дополнительных проплат. Короче – проблем, скажу я вам…

С энергетиками вопрос решили,  после проверки документов электросети нас подключили. После этого мы вызвали подрядчиков. Ждем их приезда и запуска модуля.

Мне же кредиты надо отдавать, продукции  на это не хватает. Я уже начала телок резать. Банку же нужно платить каждый месяц… Весь проект стоит 10 миллионов, в «Россельхозбанке» оформлен кредит около  3 миллионов рублей».

Одна проблема тянет за собой другую, а все вместе они образуют такой ком, который может похоронить под собой любое самое хорошее и доброе начинание.

Но Елена Алексеевна не теряет присутствия духа.

«Мне надо быстрее запуститься и начать работать, — говорит она. —  Уже и бутылки закуплены, этикетки сделаны, декларация получена. Только разливай!

Предварительно у нас были заключены договоры со всеми бюджетными организациями, коррекционной школой, больницей. Заключали с «Юлианной», с райпо, которых сейчас уже нет. Ждет молока сеть магазинов «Савва». Ждем и мы – запуска. Надеемся, что цена нашего молока будет ниже привозного и с реализацией все будет в порядке. Хочется в Новый год войти с собственным  опаринским молоком. Проблем много,  но я думаю, что все преодолимо, если не сидеть сложа руки, а работать и работать».