Эх, сторонка родная

Два события зародили жизнь в нашем крае — это постройка железной дороги Пермь — Котлас и проведение в жизнь аграрной реформы Столыпина. И наш «медвежий» угол (так называли наши места жители Юрьянской волости) начал оживать.

Итак, поговорим о строительстве железной дороги Пермь — Котлас.

Вятские, сибирские купцы нуждались в этой дороге, чтобы вывозить свои товары за границу через Архангельский порт. Единственный путь был в основном зимой по старому тракту Орлов — Красное – Паломица — Подосиновец и Великий Устюг. На этом пути были трактиры, разъезжали купцы, продавая местному населению различные товары. Шли обозы, которые разгружались на пристанях реки Юг — в Подосиновце и ниже по течению. Только одни вятские купцы в 1872 году перевезли 1005000 пудов товара. Ржи — 600000 пудов, ржаной муки – 200000 пудов, льна – 80000 пудов и кудели – 125000 пудов. А ещё сибирские купцы везли металл, меха, хлеб, сливочное масло. Даже трудно представить сейчас, как по таким глухим местам (в наше время ) проходило столько обозов, сколько провозилось различных товаров. 100 лет назад с небольшим в тех местах кипела жизнь.

Сразу возникает вопрос, а в наши дни Кировская область вывозит рожь, лён за границу? Эти товары и сейчас пользуются повышенным спросом на мировых рынках

Не все купцы могли довезти свои товары до Архангельска — разгружать и складировать товары по реке Юг, потом дожидаться начала судоходства, загружать баржи и по рекам везти в Архангельск. Хлопотно и дорого. И всё же везли, значит, имели барыш. В этих товарах нуждались и архангельские купцы, которые торговали с зарубежными странами со времен правления Ивана Грозного – где-то с 1551 года. Архангельский порт славился на мировом рынке по экспорту сельскохозяйственной продукции и уральского металла. Стоит привести интересный факт. У владычицы морей Англии почти весь парусный флот был построен из архангельской сосны, а паруса и канаты — из русского льна и конопли.

В 1867 году архангельское купечество, более богатое, пожелало соединить железной дорогой реки Вятку и Северную Двину. Собрали 5000 рублей на изыскательские работы. Инженеры, после изысканий, пришли к выводу – дорогу можно построить. Затраты – 12 – 13 тысяч рублей, но дорога – узкоколейная. Об этом было доложено на заседании Вятского губернского собрания.

В 1868 году Губернское собрание подало заявку в правительство о включении железной дороги Вятка – Двина и Сибирской (от Ярославля до Перми через Вятку) в список строительства необходимых железных дорог. Но опоздали – такой список был уже утверждён. В 1876 году министр путей сообщения прислал радостную весть: дороги будут строить. Но началась война с Турцией — было не до дорог. Вятское губернское собрание в 1892 году было согласно и на узкоколейную дорогу и предлагало внести в фонд строительства 200000 рублей. Но в это время в строилась Транссибирская магистраль, и было не до нашей дороги.

И только летом 1895 года министр финансов С. Ю. Витте сообщил, что «Величайшим повелением», Указом императора Николая II, министру путей сообщения было дано указание приступить к строительству ширококолейной железной дороги Пермь – Вятка – Котлас как необходимой для экспорта сельскохозяйственных и промышленных товаров. Наконец, началось строительство, и за четыре года дорогу построили. В 1897 году был заложен Киров-Котласский вокзал. И сейчас он стоит, являясь прекрасным памятником зодчества.

Юрий Холопов.
Продолжение следует...