Эта служба не опасна, но трудна

Большинство из нас знает: если что-то случилось, то надо звонить на бесплатный номер 112.

Спросите себя честно – знаете ли вы точно, что означает ЕДДС и в чем заключается работа диспетчеров данной службы? С уверенностью можно сказать, что не все сейчас ответят правильно. Этот вопрос мы задавали опаринцам на улицах поселка. Одни затруднялись ответить, другие говорили, что это своего рода, справочная служба.

Многие, заходя в здание администрации, сразу направляются к окошку справа от входа со своими вопросами: где сидит такой-то человек, куда обратиться по такому-то вопросу и т.д. Для ответов на эти вопросы есть дежурный по пропускному режиму, а у диспетчера своя, определенная работа. И в чем она состоит давайте сегодня узнаем у диспетчера Единой дежурно-диспетчерской службы Натальи Михайловны Смирновой, а также заглянем в документы, слегка окунемся в алгоритмы этой работы.

Наталья Михайловна Смирнова

Наталья Михайловна почти 30 лет отдала работе в Опаринской центральной библиотеке, но в 2012 году решилась перейти на новое место работы, почти не раздумывая.

«Мне стало интересно попробовать себя в новом деле, и так случилось, что моя первая смена выпала на 1 марта, день, когда образовалась ЕДДС Опаринского района, — рассказывает Наталья Михайловна. – Прошло более пяти лет, но хорошо помню свою первую смену: приняла сообщение о пожаре в доме на ул. Кирова, напротив магазина «Василек». Оказалось, там просто задымление. Бомж залез и затопил печь. Волновалась и переживала: всё ли сделала правильно, как нас учили на стажировке? Как выяснилось позже – ошибок я не допустила.

Работа эта трудна в плане эмоций. Звонят нам разные люди и в разном состоянии. Можно многого наслушаться, но сам ты должен оставаться спокойным, вежливым, корректным. Поэтому здесь могут трудиться только люди с крепкими нервами. Нам со многим приходится сталкиваться, назову лишь основные факторы для нашего района: пожары (в том числе и лесные), ДТП, аварии систем ЖКХ (водоснабжение, отопление, канализация), заблудившиеся люди в лесу, отключение электроэнергии, проблемы с телефонной связью, опасные гидрологические и природные явления (сильные ветер, снег, дождь, мороз и т.д.). Разработаны алгоритмы действий диспетчера на поступление звонка о каждом из таких сообщений.

Мы постоянно учимся и совершенствуемся в работе. Ежемесячно, а то и несколько раз в месяц, ЦУКС (Центр управления кризисными ситуациями) присылает вводные на тренировку (лесной пожар, отключение электричества и т.п.), и мы отрабатываем их как настоящую ЧС.

В нашем коллективе пять женщин. А вот начальник у нас – мужчина. Работаем дружно, сплоченно. Всегда знаем, что коллега поможет и поддержит. А Олег Валентинович (Савушкин – от авт.) всегда будет на нашей стороне. Да, он может поругать за огрехи, но это не будет обидно или оскорбительно. Мы видим, как он переживает за нас, когда мы допускаем ошибку. Поэтому ценим его отношение к нам.

Сложно работать, когда случается ЧС. Нужно принимать быстро решения, от которых порой зависят жизни людей, но начинают звонить любопытные и спрашивать, что случилось, с кем и где. Телефонный звонок мы не можем игнорировать, поэтому приходится отвечать на каждый. Но в это время основная работа «стоит». Нам необходимо оповестить о случившемся руководство района, службы функциональных и территориальных подсистем, а также сообщить в ССО и ЦУКС г. Кирова (заполнить формы ЧС, составить карту, информационное донесение, карту-схему и все это переслать в Киров по электронной почте)».

Из Положения о ЕДДС: Единая дежурно-диспетчерская служба является органом повседневного управления местной (городской) подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, предназначенный для координации действий дежурных и диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб муниципальных образований располагаются на базах администраций и оснащены всем необходимым оборудованием (компьютер, многофункциональное устройство, система записи разговоров, модем, стационарный телефон, телевизор, Web – камера, ноутбук, УКВ радиостанции, сотовый телефон, фотоаппарат, система оповещения руководящего состава). Данная служба предназначена для приема сообщений об авариях, пожарах, катастрофах, стихийных бедствиях и других ЧС от населения и организаций; оперативного реагирования и управления поисково-спасательными, аварийно-спасательными и пожарными силами постоянной готовности; координации совместных действий ведомственных дежурно-диспетчерских служб в условиях ЧС.

«Также есть родители и бабушки с дедушками, которые дают ребенку сотовый телефон поиграть, — продолжает Наталья Михайловна. — А в это время занимаются своими делами. Видимо, они не знают, что даже при удаленной сим-карте, но заряженном аккумуляторе, ребенок может легко дозвониться к нам. Кстати, во многих моделях телефонов есть кнопка вызова службы спасения! Думают, что если «симки» нет, то ребенок просто поиграет, послушает, как пикают клавиши при наборе. А теперь представьте себя на месте диспетчера, когда через каждую минуту приходиться снимать трубку и отвечать. Малыш развлекается, а родители не верят, что ему кто-то мог ответить. Считают, что это его фантазии. Поэтому, большая просьба – не давайте детям телефоны! Ведь пока ваш малыш нажимает одну и ту же кнопку, чтобы послушать, как «тетя говорит», кому-то может понадобиться реальная помощь.

Когда отключают электричество, то многие звонят, ругаются. Но от нас не зависят отключение и включение. Мы лишь принимаем сообщения и доносим их до соответствующих служб, которые и должны заниматься ремонтом. Но именно нам приходится принимать всю бурю негодования от населения.

Еще есть категория людей, которые после принятия алкогольного напитка хотят поговорить и звонят, придумывая разные истории. Кстати, у школьников тоже очень развита буйная фантазия. И, что интересно, звонят по большей части девочки. Вот и приходится «отделять зерна от плевел» — выяснять, где правда, а где ложь. И не только нам – сообщаем дежурному полиции, «скорой помощи» или ПЧ-43 (зависит от ситуации). На это уходит, порой, немало времени. Каждый звонок у нас записывается и поступление важной информации заносится в журнал. Например, недавно коллеге позвонил мужчина из одного из поселков района и сообщил, что заблудился в лесу. В итоге полиция выяснила, что мужчина выпил, ему стало скучно и, таким образом, он развлекался. А ведь мы пропускаем через себя каждую вашу беду, переживаем, волнуемся. Конечно, неприятно узнавать, что над тобой просто пошутили».

Хочется напомнить номера экстренных служб, на которые вы можете позвонить с сотового телефона:

101 – пожарная часть;
102 – полиция;
103 – скорая помощь;
104 – газовая служба;
112— служба спасения (ЕДДС).

То, что рассказала Наталья Михайловна – лишь малая толика работы диспетчера ЕДДС. Всю информацию раскрывать они не имеют права.