Два лица одной улицы

Улица Первомайская в поселке Опарино напоминает мне театральную маску, одна половина которой улыбается, а вторая грустит. От вокзала до детского сада «Светлячок» проезжая часть покрыта свежим слоем асфальта. От «Светлячка» и далее – прежние колдобины.

Ровно неделя понадобилась кировской фирме ООО «Стройгород», чтобы выполнить объемы работ по проекту поддержки местных инициатив и программе ремонта внутрипоселенческих дорог и дворовых территорий.

Опаринские дороги

Сначала опаринцы недоумевали: что это за асфальт, если сквозь него местами проступают и щебень, которым были засыпаны ямы, и старое покрытие? Оказалось, что это – выравнивающий слой, на который затем был уложен основной. Толщина асфальта составила 8 сантиметров, как и предусматривалось проектом.

Опаринские дороги

Для выполнения работ были задействованы грейдер, погрузчик, каток, асфальтоукладчик. Асфальтобетонная смесь доставлялась большегрузными самосвалами из поселка Гирсово Юрьянского района. На выполнение одного рейса уходило 3 – 3,5 часа, машина в день успевали обернуться не более двух раз.

Опаринские дороги

Асфальт уложен. Возникает вполне естественный вопрос: надолго ли его хватит? Потому что верхний слой дорожного покрытия не снимался, «подушка» из щебня не делалась, оканавливание улицы не проводилось. По одежке протягивали ножки – то есть исходили из имеющихся средств. Но и то кое-что упустили – например, стоимость перебазировки техники, которая обошлась в 120 тысяч.

Руководил работами мастер по имени Александр. Он и объяснил, почему наш асфальт вряд ли будет долговечным и застрахованным от вспучиваний и проседаний, хотя сделано все в соответствии с технологией.

«Есть такие понятия, как отраженные трещины, слабые грунты, лежащие в основании. Если их не заменить, в последующем они все равно отразятся на верхнем слое, сколько бы асфальта ни уложить – 15 или 20 сантиметров. Если пучина есть, она все равно себя проявит. По капиллярам слабых грунтов весной поднимается вода к поверхности, вынося с собой глину. Иногда дело даже не в подушке, а в водоотводе – кюветы при строительстве дорог не случайно делают в первую очередь, чтобы вода не фильтровала дорожное полотно весной или после дождей, а уходила».

От кюветов на улице Первомайской остались лишь воспоминания: заросшие травой, затянутые грязью. Уж если их не прокопали до начала асфальтирования, значит, уже после дела и не прокопают. Но новую красивую дорогу все-таки хотелось бы сохранить на длительный срок. Как это сделать? В первую очередь запретив движение по ней грузового транспорта. А пока здесь можно встретить и «Уралы», и груженые тяжелые лесовозы – они следуют по асфальту до улицы Ленина.

У улицы Первомайской теперь не только два лица, но и две жизни. Одна привычная, дневная. И вторая – вечерне-ночная. Ночью жителям не дает спать рев пролетающих на реактивной скорости мотоциклов и авто: молодежь устраивает гонки на асфальте. Ревут моторы, визжат тормоза… С вечера и до темноты дорогу оккупируют дети – на велосипедах, роликах и скейтбордах. Тут же, не снижая скорости, проносятся легковушки, причем не по правой стороне, а по осевой линии Спрашиваю у двух подружек, осваивающих ролики:

«Не боитесь, что под машину попадете?»

«А мы на тормоза нажмем!»

Опаринские дороги

А водитель – он успеет ударить по тормозам, если перед ним неожиданно появится ребенок? Другого места, чтобы кататься, у детей нет. Значит, нужно что-то сделать, чтобы обезопасить их. Ограничить скорость транспорта на всем протяжении заасфальтированного участка или полностью закрыть движение на каком-то отрезке.

Хотя кто бы это мог контролировать! Своих патрульных нет. Видела раз машину ДПС Мурашинского ОВД, скромно стоящую у бывшего кинотеатра «Заря». Завидев ее, водители притормаживали, а проехав, резко набирали скорость. Вслед им никто не свистел.

По всей длине заасфальтированного участка обочины с обеих сторон будут выровнены грейдером и засыпаны щебнем.

Теперь опаринцы убедились, что 100 рублей, сданные ими на проект местных инициатив под названием «Взлетная полоса», не пропали и не осели в чьих-то карманах, а превратились в конкретное дело. Вернее, в его половину. Потому что вторая часть улицы Первомайской как была грустной, такой и осталась.

Проект поддержки местных инициатив будет действовать и в 2013 году. У кого-то есть сомнения, нужно ли Опаринскому городскому поселению в нем участвовать?

Опаринские дороги

Татьяна Тунгусова, фото автора.