«Досуг – это время, потраченное без пользы?»

«Нет», — ответили на этот вопрос школьники, которые пришли в Центральную библиотеку поселка Опарино на заседание молодежного дискуссионного клуба. Оно, это заседание, как раз и было посвящено проблеме организации свободного времени подростков.

Встрече в клубе предшествововало анкетирование, проведенное в 9 – 10 классах Опаринской средней школы. 38 человек (18 юношей и 20 девушек в возрасте от 14 до 16 лет). В процессе обсуждения темы были представлены его результаты.

Молодежный дискуссионный клуб

Встреча проходила в форме дискуссии. Гостями подростков стали заведующий отделом культуры, спорта и молодежной политики В. И. Соколов. Ведущий специалист сектора спорта и молодежной политики С. В. Жолобов, методист по работе с детьми Центра культуры и досуга п. Опарино О. Ю. Прудникова, психолог коррекционной школы-интерната Л. Н. Гмызина.

На вопрос: «Свободное время – это польза или пустое времяпрепровождение?» — 10 человек не дали ответа – видимо, из-за неумения организовать свое свободное время, от незнания, чем его занять.

Но в большинстве своем ребята правильно поняли проблему и ответили, что проводить время впустую – неактуально, потому что, провалявшись на диване, сложно чего-либо добиться в жизни.

Много ли у современных подростков свободного времени? 8 человек ответили, что много. У 30 его мало из-за большой загруженности в школе. И все-таки свободное время есть у каждого.

Как же проводят это самое время подростки? 19 человек «просто отдыхают», 14 занимаются полезными делами. Основная масса предпочитает встречаться с друзьями, 6 – оставаться в кругу семьи, 13 предпочитают одиночество.

Молодежный дискуссионный клуб

У большинства подростков есть увлечения. Наиболее популярны у ребят занятия музыкой, спортом, информационными технологиями. 10 человек из 38 среди увлечений назвали старое доброе чтение, предпочитая книгу компьютеру и телевизору.

23 человека посещают кружки, 15 не посещают их вообще. Выяснилось, что подростки не видят особой разницы между факультативами по предметам и кружками по интересам. В школе они хотели бы заниматься в кружках по информатике, музыке, журналистике, этике. Изобразительной деятельности, а также в спортивных секциях, кружках по биологии, истории. В основном ребята посещают детско-юношескую и музыкальную школы, Дом детского творчества. Общеобразовательная школа кружков, соответствующих интересам детей, предложить не может.

Молодежный дискуссионный клуб

Важно ли подростку планировать свой день? 17 человека ответили положительно, 12 – отрицательно, 9 затруднились ответить. В то же время всего 6 человек придерживаются распорядка дня, 32 человека делают это время от времени или не считают это важным.

На вопрос, принимают ли старшеклассники участие в мероприятиях общепоселковых и школьных, положительно ответили лишь 28% опрошенных... Причем участие в поселковых мероприятиях они принимают чаще, чем в школьных. Отрицательный ответ – в 21% анкет, «иногда» — в 50%.

Что предлагают сделать ребята для улучшения досуга в школе? Открыть кружки, секции, клубы по увлечениям, проводить больше развлекательных мероприятий. Предлагается провести ремонт актового зала, оснастить спортивный зал тренажерами и даже поставить душевые кабинки. Но 23 человека никаких предложений не внесли.

15 подростков с энтузиазмом отнеслись к вопросу «Твои предложения по улучшению досуга в поселке». Они хотят. Чтобы побольше мероприятий проводилось на свежем воздухе – как спортивных, так и связанных с народным творчеством; построить много нового (правда, не совсем понятно, что имеется в виду); открыть развлекательные центры и кинотеатры; отремонтировать площадь, Дом культуры и детскую площадку; открывать различные молодежные движения.

Молодежный дискуссионный клуб

По направлениям своей работы выступил каждый из гостей. Подростки получили информацию о кружках и объединениях, которые есть в спортивной школе, Центре культуры и досуга, Доме детского творчества. Оказывается, дело по душе для себя подросток может найти, было бы желание. Другое дело, что порой недостаточно бывает информации.

Что касается объединений молодежи – существует волонтерское движение, правда, пока оно не слишком многочисленное и объединяет всего 63 человек. Это учащиеся Опаринской и Заринской средних школ. Есть в районе и отделение молодежной организации «Юность Вятского края». Правда, о ее существовании подростки не знают, какого-то влияния на жизнь молодежи в районе она не оказывает. Но в каждой школе есть своя молодежная организация, объединяющая от 5 до 20 человек.

В. И. Соколов ответил на вопрос по кинотеатру. Существует программа, по которой за счет федеральных средств (порядка 1 млн. рублей) может быть приобретено оборудование для демонстрации фильмов в районных центрах. Программа рассчитана на районные центры с населением 50 и более тысяч человек, куда не вписывается Опарино. Но заявка подана.

Спортивный зал детско-юношеской спортивной школы занят с утра до вечера все семь дней в неделю, там занимаются не только дети и подростки, но и взрослые люди.

Молодежный дискуссионный клуб

Оказывается, молодым людям в поселке есть чем заняться. Нужно только сформировать сводное расписание кружков, секций, массовых мероприятий и довести до подростков. Предложение прозвучало. Но, оказывается, Центр культуры и досуга в этом направлении работает. О. Ю. Прудникова ежемесячно делает программки о том, когда и куда могут прийти дети. Программки раздаются классным руководителям, но массового посещения мероприятий нет. Показательно в этом плане и прошедшее заседание дискуссионного клуба: подростков пришло немного, а педагогов – ни одного. Хотя вопрос был поднят более чем актуальный, самым тесным образом связанный с воспитанием подрастающего поколения, в котором, как известно, нет мелочей. Взять премьеру спектакля театрального кружка «Маска» «Танцы плюс» — современная, злободневная постановка. Сколько школьников ее посмотрело? За два дня — не более трех десятков.

О том, как они проводят свое свободное время, рассказали участницы кружка «Сувенир» Дома детского творчества «Радость» Настя Полозова, Даша Сорокина и Юлиана Соловьева. Эти девочки увлекаются лепкой из глины, не первый год занимаются творчеством под руководством педагога И. Ю. Бабкиной и уже достигли определенных успехов. Их работы были представлены и замечены не только на районных, но и на областных выставках.

Молодежный дискуссионный клуб

Каждый разговор, каждый спор и каждая дискуссия имеют свое логическое завершение. Взвесив все доводы «за» и «против» — чем же считать свободное время, аудитория проголосовала разноцветными карточками. Красная означала: свободное время – отличная вещь, из которой можно извлечь пользу и приобрести что-то важное; желтая – свободное время — это пустая трата времени. Желтых карточек организатору и ведущей дискуссии библиотекарю Елене Баранцевой подано не было.

Специально к данному мероприятию центром правовой информации Центральной библиотеки были выпущены буклеты с конкретными адресами досуговых учреждений поселка Опарино.