Дорогое ты наше образование!

Платное образованиеЕще в апреле Совет Федерации одобрил закон об изменении правового положения госучреждений. Эти изменения, по мнению многих, «приведут к резкому сокращению остатков бесплатного образования, медицины, культуры и замене их платными услугами».

Судя по тексту закона, становится ясно: он затронул «социалку», муниципальных школы, больницы, детсады, все муниципальные учреждения, которым теперь разрешено брать деньги за предоставляемые услуги.

Согласно закону, все учреждения делятся на три типа в зависимости от финансирования: казенные, автономные и бюджетные. Казенные учреждения отдают все доходы в бюджет, получая средства по определенной схеме. Такого рода учреждений в России еще не было.

Остальные же – школы, больницы, вузы, библиотеки, все «социальные» муниципальные организации должны побороться за госзаказ. Государство, по словам министра образования А. Фурсенко, выберет, в какой вуз, к примеру, стремятся абитуриенты – тому и деньги. «Мы пришли к выводу, что деньги нужно не рассылать поровну, а давать только тем, кто реально заслуживает. Если учебное заведение готовит тех специалистов, которые нужны государству, то бюджетные места в нем останутся. Если есть пять лесотехнических академий, но государству хватит и одной, и абитуриенты идут только в одну, то и останется одна, и это нормально», – сказал он.

Как говорил А. С. Грибоедов: «А судьи кто?» Будут давать деньги тем вузам, кто этого заслуживает по мнению государственных чиновников, а не по мнению родителей и студентов.

В случае прохождения «конкурса» школа или вуз, музей или театр становятся «новым бюджетным учреждением», которое финансируется субсидиями. Без согласия муниципальных властей они не имеют права заключать сделки в крупных размерах. Сами организации не могут распоряжаться недвижимым и ценным  имуществом, закрепленным за ними.

Поправка о платных услугах пугает больше всего. Объем госзаказа, разумеется, ограничивает лишь государство. И получится, возможно, что в школе русский и математика, как основные предметы, будут бесплатными, а все остальные – за деньги.

Учреждения без госзаказа станут автономными. Их средства не подотчетны государству, а государство за них не ответственно.

Вот как обрисовывает основные направления социальной политики после принятия данной инициативы депутат Госдумы Олег Смолин:

«Сейчас все последствия принятия закона мы просчитать не можем, мы можем просчитать лишь основное направление, в котором будет двигаться социальная политики. Смысл законопроекта предельно прост. А именно: с одной стороны бюджетным учреждениям возвращают экономическую свободу, то есть выпускают из экономической кутузки, в которую загнали законом о монетизации 2005 года. С другой стороны бюджетные учреждения лишаются гарантии бюджетного финансирования. То есть, фактически они превращаются в некоммерческие организации, главной задачей которых будет зарабатывание денег.  Зарабатывание станет первой задачей, все остальные – второстепенные.

Второе: законопроект направлен на то, чтобы уменьшить долю бесплатных для граждан социальных благ и резко увеличить долю платных услуг. Третье: законопроект приведет к резкому сокращению бюджетных учреждений.

Точно сказать, за счет чего именно будут зарабатывать в школах деньги, трудно. Это будет зависеть от возможности региона, социальной направленности политики властей. Но очевидно, что доля платного образования резко возрастет. Возможны разные варианты. Самый простой – перевод на платную основу так называемых неосновных предметов: физкультура, искусство – которые обеспечивают многостороннее развитие личности ребенка. Вторая возможная версия: возврат к предложению от 2004 года сделать четверть всех уроков в России платными. Не только неосновные, но и часть основных.

В 2007 году был принят новый закон о государственных образовательных стандартах, где четко не прописано, сколько и какие уроки должны финансироваться из бюджета. То есть можно перевести часть уроков на платную основу, не нарушая закон о государственном образовательном стандарте. Можно сказать одно: бюджетного образования будет меньше, платного намного больше».

Фактическим, по утверждению экспертов, закон позволяет районным поликлиникам и городским больницам узаконить платные услуги. Или сокращать количество бесплатных до позволенного «Программой государственных гарантий» минимума. Вот мнение медицинского адвоката Д. Айвазяна:

«Понимая, что этот закон будет действовать, можно однозначно утверждать: будет иметь месть фактическое наступление на права пациентов. Которые имеют право, согласно ст. 41 Конституции РФ, на бесплатное медицинское обслуживание в соответствии с программами обязательного медицинского страхования в том числе.

Сейчас муниципальные лечебные учреждения хоть как-то, но оказывают медицинскую помощь. Планируется, что объем помощи гражданам – а это неимущие и категории риска – будет сокращаться в разы, вместо этого  будет предложена платная медицинская помощь. Кстати, об этом говорится и в самом законе: для цели уставной деятельности муниципальное учреждение вправе включать в структуру своей работы и платные виды услуг.

Это будет рынок. Бабушка приходит – нужно кардиограмму делать, назначать дорогие препараты, кардиохирурга подключать для консультации. А он говорит: моя консультация стоит 7 тысяч рублей. Берите деньги из бюджета – поговорим. Главврач отвечает: отдадим из бюджета 7 тысяч. Но бабушек по факту сто человек, а такое их количество бюджетом не предусмотрено. Денежки закончились на 90-й. Остальные – уже за свои деньги.

Другое дело, что у медиков появится реальная возможность говорить: «Записывайтесь на два-три месяца вперед, но на втором этаже у нас платный специалист, он примет вас сей момент». Вот и безальтернативный вариант. Это – выдавливание бесплатных услуг».

Для создания ниши проекту в законодательстве России внесены поправки в 15 законодательных актов в сфере образования, науки и культуры. В 18 актов Гражданского, Бюджетного и Налогового кодексов РФ внесены изменения.

Закон вступает в силу с 2011 года.  Но до 1 июля 2012 года установлен переходный период, необходимый для адаптации закона в российском обществе. Противники уверены: закон направлен против 41 и 43 статей Конституции. И это верно: то же самое говорят эксперты. Правительство же считает, что такие реформы сократят издержки структур, привлекут внебюджетные источники и повысят эффективность работы.

Что получится в итоге? Об этом узнаем, когда испытаем на себе.
Динара Сетдикова.  К2К-Обозрение.