«ДИТЯТКО — ЧТО ТЕСТО…»

Ко Дню знаний сотрудники Опаринского краеведческого музея подготовили небольшой материал для пользователей «Опаринской сороки», связанный с зарождением образования на Руси. За основу взяты и прокомментированы отрывки из книги И.Панкеева «От крестин и до поминок».

«Дитятко – что тесто: как замесил, так и вышло» (народная пословица)

В сельской школе

До семи лет житье-бытье ребенка было радостным и беззаботным. В семь лет мальчиков отдавали учиться грамоте, а девочек начинали обучать шить, прясть, ткать, вышивать. Школа для детей обычно находилась при церкви или мастерской по переписке книг. Главными предметами в школе были Часослов, Псалтырь, письмо. Церковно-славянскую азбуку осваивали по Святцам. Всю эту программу изучали за две зимы. Дело в том, что учение в школах продолжалось от двух до пяти месяцев. Это обычно были зимние месяцы. Занятия шли только до Пасхи.

Как же происходили в те времена занятия в школах? Учитель разрешал ребятам сесть на лавку только после того, как они поклонятся три раза перед иконами и один раз в ноги учителю. Лавка обычно помещалась у окна, чтобы было больше света. Когда все рассаживались, учитель начинал урок. Указкой с конями и зарубками он показывал буквы и называл их. Ребята нараспев повторяли их.

Когда ученики уставали, им разрешалось немного побегать по двору, поиграть. В какие же игры играли дети в старину? Многие из этих игр дошли до нашего времени. Например, городки, лапта, ручеек, море волнуется и т.д. Набегавшись на воздухе вволю, снова рассаживались, повторяли пройденные вчера буквы. В полдень отпускали детей домой перекусить. В три часа дня занятия заканчивались. Домашних заданий тогда не задавали. Все должны были заучить на уроке.

Как видим, по сравнению с современными нагрузками, вполне щадящий режим обучения.

Выучив буквы, начинали складывать слоги. Их произносили хором, несколько раз подряд повторяли. Каждый старался кричать слоги как можно громче. Кто начинал озорничать, того ждали горох и розги. На горохе стояли дети на коленях часами, это было тяжелое наказание. Но еще более они боялись розог. Розги – это прутья с почками, которые при ударе оставляли на теле кровавые следы. Считалось, что без розги освоение азбуки и грамоты было невозможно. Такое же наказание использовали родители дома за непослушание. Так и говорили: «Розга совсем здоровью не вредит. Розга детям разум в голову вгоняет».

Здесь вполне уместно вспомнить, какими методами воспитания пользуются современные учителя и родители. Если родители еще могут позволить дать своему чаду затрещину, то учителям даже не позволено оценить поведение ученика. В дневнике вообще отсутствует оценка за поведение. Они также боятся делать резкие замечания хамам и явным хулиганам. Дети пожалуются родителям, и недальновидные родители могут испортить учителю карьеру. Почему недальновидные? Да потому, что и у них скоро отнимут право наказания. Уже сейчас авторитет учителя и родителей сильно подорван. И не потому, что они сильно плохие, а потому, что они беспомощные, бесправные и зачастую в глазах детей выглядят трусами. Березовые прутья с почками и горох в качестве наказания выглядят для современников жестоким и унизительным наказанием. Наши предки так не считали. Пороли и детей дворян и более высоких особ. С чувством достоинства у них было все в порядке. А авторитет родителей и учителей был беспрекословным.

В современной школе никак не оцениваются нравственные и моральные качества учеников. Так каких перемен мы ждем?

Извините за отступление. Наболело. Продолжим исторический экскурс.

Процесс обучения чтению и письму длился три месяца. Писать учили на березовой коре – бересте. Маленькие грамотеи процарапывали буковки специальным стержнем – писалом. Писать можно было и на особых дощечках с углублениями для воска, а позже появилась бумага, на которой писали гусиными перьями. Футляр для перьев назывался перницей, а чернильный прибор состоял из чернильницы, перницы и … песочницы вместо промокашки: чтобы текст быстрее засыхал, его посыпали песком. Отсюда и пошла поговорка «на грамоте песок еще не засох» (т.е. она только что написана).

Обучение письму состояло в переписывании текстов. Сначала ребята наблюдали, как работают писцы (в те времена, как вы знаете, книги не печатали, а переписывали).

Лист пергамента – обработанный особым способом кожи, служившей тогда для письма – разлиновывался с помощью специального приспособления, чтобы получалась прямая строчка. Представим себе, как дети переписывали книгу. Очень тяжелое и монотонное занятие. Не дай Бог, кто капнет воска или чернил и повредит текст. Порки не миновать!

Самой популярной едой на Руси в то время было каша. Сколько же каши пришлось съесть, учась в школе. Именно поэтому детей, учащихся в одном классе, называют однокашниками. Интересно, что кашей одаривали бабку-повитуху, когда человек рождался, и учителя, когда он учил грамоте. Это было как бы второе рождение.

По окончании определенного класса ученик приходил в школу с родителями и приносил горшочек пшеничной каши. Поверх горшка клали деньги. В особом платке приносили хлеб и угощение. Ученикам давали съесть только кашу, после чего пустой горшок разбивали на дворе и в этот день не учились.

ВСЕХ, КТО УЧИЛСЯ, УЧИТСЯ И БУДЕТ УЧИТЬСЯ, ПОЗДРАВЛЯЕМ С НАЧАЛОМ НОВОГО УЧЕБНОГО ГОДА!

Материал подготовила директор музея Татьяна Суханина.