Церковь Николая Чудотворца. Историческая справка

Специальных архивных исследований по истории церкви Николая Чудотворца для данной публикации не проводилось. Вся историческая информация, которая нашла отражение в этом сообщении, получена из материалов, опубликованных в периодической печати и популярных изданиях. Следует отметить и путаницу с названием, когда во всех ранних публикациях Никольская церковь ошибочно именовалась Спасской.

Архивные источники по этой теме хранятся в основном в филиале Государственного архива Вологодской области (г. Великий Устюг), к территории которой относился Опаринский район до 1941 года. По административно-территориальному делению до Октябрьской революции 1917 года и в начале советского периода деревня Нижний Починок (в те годы — село Верхомоломское), где стоит Никольский храм, входила в состав Никольского уезда Вологодской губернии.

Известно, что Верхомоломская Спасская Николаевская пустынь, которой вначале принадлежал храм, была основана 16 мая 1663 года монахами Иосифом, Игнатием и Феодосием Киевлянином из Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга. «Сё место приложил Спасу да Николаю Чудотворцу Великого Устюга гостиной сотни Василий Иванов сын Грудцын, по своих родителех, в вечное поминовение...». Вскоре Иосиф направляется в Москву, добивается признания новой обители у царя Алексея Михайловича и получает от него жалованную грамоту на земельные угодья, средства на развитие монастыря и церковную утварь. По преданию, тогда были получены и принесены в обитель храмовые образы Спаса Нерукотворного, Николы Чудотворца и напрестольный крест.

Как отмечалось, монастырь и позднее получал дорогие царские вклады: в 1684 году Наталья Кирилловна Нарышкина подарила обители Евангелие в серебряном окладе и книгу «Апостол» в знак вечного поминовения о почившем супруге. К другим святыням, которые находились в храмах вплоть до их закрытия, относились черная мантия и деревянные костыли основателей и первых строителей пустыни.

По сведениям, на 1678 год обители принадлежали 5 дворов с населением 22 души мужского пола крестьян-«половников». К 1722 году количество монастырских крестьян увеличивается до 170 человек. В состав монастырских владений вошли 9 починков, 30 четвертей пашни и сенокосов на 2600 волоковых копен, 3 мельницы на реках Паломице, Волосенице и Чемельке, рыбные ловли на Моломе, Волманге, Кузюге, Кае и Езевике. Следует полагать, что образование ближайших починков — Нижнего и Верхнего (в административных справочниках ранних выпусков назывались Нижний и Верхний Монастыри), Частушонок, других поселений тесно связано с заселением монастырских земель в те годы.

Продолжение следует...

Часть 1