Бесплатная упаковка товаров

Для определенных товаров предусмотрена бесплатная упаковка. Всегда ли это соблюдается в наших магазинах?

Зачастую в магазинах можно лицезреть картину, когда кто-то из покупателей в целях экономии кладет покупку в принесенный из дома фасовочный пакет. Еще бы, пакетик к пакетику – в чеке наберется немалая сумма. Но, к сожалению, большинство покупателей не знают, а многие продавцы «забывают сказать», что по закону для некоторых товаров упаковка предоставляется бесплатно.

Постановлением правительства РФ №55 от 19.01.1998 года утверждены Правила продажи отдельных видов товаров, которые совместно с Законом  «О защите прав потребителей» утверждают, что не подлежат продаже нерасфасованные и неупакованные продовольственные товары, за исключением определенных видов товаров, которые по своему характеру не требуют затаривания. Отсюда  развесные продовольственные товары передаются покупателю в упакованном виде без взимания за упаковку дополнительной платы, вид которой определяется продавцом, а цена продовольственных товаров, продаваемых вразвес, определяется по весу нетто. То есть в торговом объекте сами решают, какую тару сделать бесплатной. Это могут быть полиэтиленовый пакет, бумага, пищевая пленка, контейнер, ланч-бокс или иное, что обеспечит сохранность и целостность товара.

Итак, что же нам, покупателям, должны упаковать бесплатно? Речь идет о продуктах, которые нельзя просто передать из рук в руки. Из числа продовольственных товаров потребуют обязательной упаковки весовые изделия в упаковке производителя, то есть колбасные, сахарные кондитерские изделия, сыры и т.п. в оболочке, обертке, пленке, пергаменте, бумаге и прочих упаковочных материалах, хлебобулочные изделия, в том числе в упаковке производителя, в случае их разрезания на части. В принципе, к первому мы привыкли: отрезав кусочек колбасы или сыра, продавец заворачивает его в пищевую пленку. Сельдь, конфеты на развес, печенье, сухофрукты, орешки – все это тоже упаковывается бесплатно. Также бесплатно затаривается хлеб и батон, если они на прилавке без упаковки, фрукты и овощи. Пакет молока или сахар в бумажной упаковке не требуют затаривания: они уже упакованы производителем. Если же вы боитесь, что что-то потечет или рассыплется и берете дополнительно фасовочный пакет, его стоимость вы найдете в чеке. Обратите внимание на то, что,  в некоторых торговых супермаркетах пакеты поменьше предоставляются бесплатно, а те, что побольше – уже платно, и здесь продавец прав, он сам вправе определять вид безвозмездной упаковки. При реализации продукции собственного производства продавец также обязан предоставить бесплатную упаковку, но будут это полиэтиленовые пакеты либо коробки, он оговаривает сам. Например, продавец решил, что бесплатным будет пакет. Тогда если вы покупаете в кулинарии развесной салат и просите его положить в пакет, он будет бесплатным, если захотите коробку – за нее уже придется заплатить.

Теперь разберемся с непродовольственными товарами. Требуют затаривания при отсутствии упаковки производителя товары, которые могут быть повреждены (разбиты), загрязнены при транспортировке. Это постельное и нательное белье, чулочно-носочные изделия, посуда из стекла и фарфора, новогодние игрушки и т.п. А также твердое хозяйственное мыло и другие товары, которые могут загрязнить или повредить вещи покупателя. Кроме того, вам обязаны упаковать пуговицы, кнопки, гвозди, шурупы, фурнитуру, бигуди, прищепки и подобные мелкие изделия. И, конечно, метражные товары: ткани, полотна, мех искусственный, ленты, кружева, тесьму и т.д. Во что упакуют – дело продавцов. Идеальными были бы бумажные пакеты, производство которых, к слову, по мнению экспертов, дешевле, чем полиэтиленовых, уже не говоря о плюсах утилизации.

Любителям огородных дел следует знать, что бесплатно затариваются луковицы растений, рассада, семена, посадочный материал и пр. Да, и корма для животных и птиц.

Если торговый объект не предоставляет такой услуги, то нарушает права потребителей. В этом случае потребителю не следует покорно соглашаться  с произволом продавца. В первую очередь необходимо сделать запись в Книгу жалоб, которая в обязательном порядке должна быть в каждом магазине, где необходимо подробно описать свою ситуацию с указанием дат и фамилии нерадивого продавца.  Потребитель должен знать, что продавец не вправе обуславливать продажу одних товаров обязательным приобретением других товаров, будь то пищевой пакет либо одноразовый контейнер, послуживший упаковкой для выбранного Вами товара. Покупатель вправе отказаться от такого рода услуги (товара) и потребовать от продавца возврата сумм, уплаченных за товар, предоставленный без его согласия.

В заключение хочется сказать, что такие правила торговли уже давно действуют во многих странах мира. Положить приобретение в бесплатный пакет, улыбнуться и сказать «Спасибо за покупку!» – это качество сервиса, культура обслуживания, забота о покупателях, мелочь, которая приятна. Из таких мелочей складывается в итоге имидж торгового объекта и количество посетителей, которые захотят туда вернуться.

Заметку подготовила ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Кировской области в Юрьянском районе Колупаева Юлия Александровна.