Автошкола. Продолжение темы

Как и всегда, читатели при обсуждении статьи «Нужна ли району автошкола?» — «Опаринская сорока» 18 марта 2014 года — подняли много самых разных вопросов. Сейчас, когда, как мне кажется, страсти и суждения улеглись, можно подвести некоторые итоги.

Почему меня затронула эта тема? Да потому что я, как и многие участники дискуссии, имею к этому прямое отношение. В далеком 1961 году комсомольская организация Вазюкского лесопункта Опаринского леспромхоза, которую в то время я возглавлял, приняла решение организовать в поселке курсы мотоциклистов. Сказано – сделано. Подключили Опаринскую автошколу ДОСААФ.

Как известно, в те годы не было Опаринского района, по велению Н.С.Хрущева он влился в Мурашинский район. Тем не менее, занятия на наших кусах по подготовке мотоциклистов вели инструкторы из Опарино. Занятия были организованы непосредственно в поселке по выходным дням и в вечернее время. У нас не было специального класса, а об автодроме в ту пору вообще никто не заводил и речи. Нашими учебными полигонами были кузюгские косогоры, а виртуозность вождения мотоцикла мы отрабатывали на узенькой тропке, проложенной неутомимыми пешеходами по бровке железнодорожного полотна от Вазюка до Староверческой. Иногда для этих целей использовали лежневку, но на ней была опасность потерять в провалившейся между бревнами расщелине колесо и даже голову. Тогда шлемы были не в моде.

По завершении курсов наша группа дружно сдала зачеты по правилам уличного (тогда это так называлось) движения и езду. Причем экзамен по управлению мотоциклом все сдавали на одной машине – мотоцикле начальника станции Вазюк Анатолия Ивановича Заборского. Часто его мотоцикл служил нам и учебным пособием. Непросто было управиться с машиной на занесенных снегом улицах. Но мы все успешно выдержали экзамен и получили удостоверения. Так я влился в отряд автомотолюбителей. Права на вождение автомобилем получил уже в Коряжме. Но база была заложена Опаринской автошколой. Поэтому до сих пор бережно храню личную карточку водителя, которую выдали мне 23 марта 1962 года. Поэтому на вопрос: «Нужна ли району автошкола?» — голосую «ЗА».

Но за этим «за» стоит множество вопросов. Попробую подвести под них свое обоснование. Во-первых, хотелось бы снять с руководителей Опаринской средней школы необоснованные обвинения в том, что они часть заработанных автошколой средств, якобы, используют по своему усмотрению, хотя, думаю, они имеют на это право. Только право и деньги – вещи разные. Простой расчет показывает: в течение года школа готовит 2-3 группы будущих водителей, стоимость обучения 15 тыс. руб. Итак, если даже в группе одновременно обучается до 30 человек, то школа за 4 месяца может получить доход в 450 тыс. рублей. Две группы дают 900 тыс. Если наберут три группы, то получат 1350 рублей.

В своем комментарии Опаринец приводит очень веские аргументы: средства использовались на ремонт гаражей и учебных классов, заменена мягкая кровля и профнастил (я как человек, практически всю жизнь соприкасающийся со строительством и ремонтами по своим должностным обязанностям, хорошо знаю в какую копеечку все это выливается). Далее он перечисляет: выполнение предписаний Госпожнадзора, приобретен автомобиль, обновлялась материальная база. Приплюсуйте к этим расходам заработную плату инструкторов, оплату бензина и запасных частей (как ни странно, автомобили требуют текущего техухода!), оплату за энергоресурсы и эксплуатацию учебных классов (они, эти классы, собственность средней школы), оплату техперсонала и т. д. Может быть, я еще что-то упустил, но дело не в этом.

Из этой арифметики видно, что автошкола жила и работала только благодаря «крыше» — Опаринской средней школе. Так что особых «золотых яичек» автошкола никогда не несла. Да и задача у нее была совсем другая — не деньги зарабатывать, а готовить квалифицированные кадры водителей, чтобы обеспечить безопасное движение на дорогах района. И потому надо сказать спасибо руководителям Опаринской средней школы, что они заботились об автошколе и опекали ее. Сегодня ситуация изменилась. Так и встал ребром вопрос: «Нужна ли району автошкола?»

«Кто может реально помочь автошколе? – спрашивает автор публикации. — Вероятно, район, сделав ее муниципальной». Я часто и много езжу по различным регионам России, бываю в районных центрах и городах, но нигде не встречал муниципальных автошкол. Да и нужна ли администрации района эта «нагрузка», если в районе нет ни одного муниципального автопредприятия? Для чего и для кого район должен в этом случае организовывать и содержать автошколу и готовить кадры? Приведенные выше расчеты показывают, что аргумент: «В этом случае зарабатываемые средства (имеется в виду автошколой) пошли бы в бюджет района и частично на развитие школы», — не имеют под собой никакого экономического обоснования. Подтверждение тому комментарий Никиты: «Автодром за все ее время не стал выглядеть лучше, автомобили, если их можно назвать таковыми, просто рассыпаются, а уж о санитарных нормах обучения людей – это отдельная история». Ответ на все эти «неуды» один: нет средств. Какие уж тут отчисления в бюджет?

Так уж повелось, что мы привыкли все «грехи» вешать на какое-нибудь руководство, забывая, что, как верно отмечает Vlvitalich: «Многое зависит от самого населения». Вот о населении и поговорим поподробнее, тем более, что Сталина волнует отток населения и миграция, которые он пытается увзять с проблемами существования автошколы.

Со статистикой не поспоришь, а она свидетельствует, что с 14.10.2010 по 01.01.2013 года численность населения Опаринского района сократилась на 810 человек, из них 25 человек – это городское население. Но я должен оговориться, так как эти цифры не раскрывают полной картины народонаселения района. В этих цифрах не учтены временно работающие и временно проживающие на территории района. Например, лесозаготовители из Сунского района. Такая внутриобластная миграция учету не поддается. Почему же жители других районов едут работать на опаринскую землю? Да потому, что здесь, как мне видится, создан более благоприятный климат для развития малого бизнеса и предпринимательства. А это, в первую очередь, заслуга руководителей района. И как следствие этого, как пишет в своем комментарии Vlvitalich: «Люди стали жить лучше, стало больше желающих купить авто».

Подкрепляет этот вывод и привлекательная средняя заработная плата. По итогам первого полугодия 2013 года она в Опаринском районе составляла 14748 рублей, то есть за год выросла на 19 процентов.

Миграция населения. Она была, есть и будет. И не только в Кировской области и в Опаринском районе в частности. Она присутствует во всех районах, кроме Кирово-Чепецкого, Оричесвого, Слободского и Юрьянского. Наибольшая убыль по сельской местности наблюдалась в Зуевском, Уржумском и Малмыжском районах. Опаринский район в этот список не попал. Значит, не так уж плохи дела и перспективы, если люди не спешат поднять паруса и покинуть родные места.

Несмотря на отрицательное сальдо миграции со многими регионами Российской Федерации, в первом полугодии 2013 года в Кировскую область приехали из Москвы и Московской области 436 человек, из Санкт-Петербурга и Ленинградской области – 383 человека. Число прибывших из Республики Коми в первом полугодии 2013 года превысило число выбывших на ее территорию на 174 человека. Так что где-то и в чем-то мы теряем, в чем-то растем. Причем растем неплохо!

Официально заявлено, что Вятка на 4-м месте в России по рождаемости. Серьезный прирост произошел в Афанасьевском, Орловском, Пижанском, Шабалинском, Верхнекамском, Нагорском, Лузском и Вятскополянском районах. За последние пять лет темпы рождаемости в Кировской области выросли вдвое. Будем надеяться, что и опаринцы не подведут! Тем более, что для малышей предполагается начать строительство нового детского комбината. Значит, здесь это пополнение ждут.

Начались подвижки в выравнивании миграционных потоков. Так, в Куменском районе число прибывших равняется числу выбывших. Пример укрепления села на опаринской земле показывает Стрельский сельский округ, в котором численность населения за два года возросла на 178 человек. Эти цифры и факты еще один довод в пользу утверждения Vlvitalich: «Не везде в России плохо…».

Но вернемся к разговору непосредственно о проблеме выживания автошколы. В городах и крупных райцентрах есть самостоятельные автошколы, которые организованы предпринимателями. Есть такие и в Коряжме, и в Котласе. Такой опыт, как видно из публикации, был и в Опарино. Почему бы его не изучить и рассмотреть как альтернативу. Можно вспомнить опыт прошлых лет и открыть школу при первичной организации ДОСААФ. Например, у нас в Коряжме такая школа живет и здравствует, строится, закупает автомобили, постоянно совершенствует техническую базу. На эту организацию обратил внимание Президент России В.В.Путин: «Хотел бы отметить государственную важность работы, которую выполняет ДОСААФ России. Федеральные, региональные и муниципальные органы власти должны оказывать всяческую поддержку этой организации в реализации возложенных на нее задач». ДОСААФ России совместно с изданием «Вечерняя Москва» приступил к реализации нового проекта для настоящих мужчин — «Хочу служить» — и всех желающих приглашает получить военно-учетную специальность водителя. Почему бы не использовать эти возможности?

В Котласе много лет активно работает автошкола при школе №18. Причем готовит кадры водителей не только среди учащихся. Готовит качественно, а потому пользуется авторитетом. Может, воспользоваться этим опытом? В Коряжме действует межшкольный техцентр. Но все это, как говорится, надо изучить и пощупать собственными руками.

Еще один вариант «спасения» автошколы — организация допризывной подготовки юношей- водителей. Такая форма работы действует в России давно. И здесь с инициативой надо выходит на военкомат. Новый министр обороны С. Шойгу человек заинтересованный в привлечении на службу квалифицированных кадров. Объединив усилия школы и военкомата, как мне кажется, наиболее реально можно решить данную проблему. Военкомат и с техникой, и с лицензированием поможет. И статус автошколы будет более прочным и надежным: народ и армия – едины. Тем более что Министерство образования и науки подготовило версии примерных программ обучения водителей. Согласно им, будущие водители, помимо основ управления транспортным средством и практических занятий, обязаны будут прослушать курс «Психофизические основы деятельности водителя». Автошколы должны будут начать обучение по новым программам и введение новых норм с момента подписания соответствующего приказа Минобрнауки об утверждении примерных программ. В общем, чем дальше в лес, тем больше дров!

Конечно, прекрасно, когда кадры водителей готовятся в чистых, уютных, полностью технически оборудованных кабинетах, а езду проходят на асфальтированных автодромах. То есть так, как написано на бумаге. Но мы забыли про овраги, а по ним… предстоит не просто ходить, по ним предстоит ездить. Ездить этим самым новичкам-водителям, которые еще не нюхали дальних рейсов и разбитых дорог. И новичок оказывается к этому не готов. Тут-то и вспоминают инспекторы ГИБДД учителей-инструкторов, дескать, деньги взяли, а водить автомобиль не научили. А дело совсем не в инструкторе, дело в инструкции, которая не может почувствовать своими «колесами» разбитые сельские большаки. Я бы учебу водителей начал именно с них. Только у нас в России пока все остается по-прежнему: дорог нет, а дураки остались.

Свою точку зрения на данную проблему высказал Николай Шкаредный.