Акварельный мир Сергея Горбачева

У каждого человека есть место, куда его тянет, где он отдыхает душой. Для Сергея Юрьевича Горбачева, заслуженного художника России, председателя Вятского регионального отделения Союза художников – это Подосиновский район.

Здешние места называют Вятской северной Швейцарией. Только человек равнодушный не полюбит эти сосновые леса, эти спокойные полноводные реки, эти увалы, по которым рассыпаны деревеньки. А личность творческая найдет здесь постоянный источник радости и вдохновения.

Познакомиться с Сергеем Горбачевым довелось весной прошлого года на 100-летнем юбилее подосиновской библиотеки имени А. А. Филева. Он тоже приехал на праздник – в одном из залов библиотеки была оформлена выставка его работ, четвертая по счету. На ней были собраны картины, подаренные библиотеке, хранящиеся в фондах краеведческого музея, из частных собраний. В основном это акварели, с которыми можно было познакомиться, так сказать, «вживую», а не по репродукциям. Сергей Юрьевич в честь праздника преподнес библиотеке портрет вятского писателя Владимира Морозова, выполненный с натуры акварелью на бумаге.

Сергей Юрьевич Горбачев

Художник иллюстрирует книги, работает в станковой живописи. Но все же отдает предпочтение акварели. Почему? Сам он на этот вопрос отвечает так: «Мне акварель ближе, потому что она динамична, требует экспрессии, темперамента, это очень лиричная и прозрачная техника. Здесь краски работают только на просвет, за счет отраженного света».

И действительно, его акварели излучают тепло и свет.

На пленер в Подосиновский район Сергей Юрьевич ездит с 2000 года. Его привлекают деревни, леса, поля и реки, в которых видна неяркая красота русского Севера. А еще он считает, что есть немало мест, не менее красивых, чем здешние, но хочется приезжать туда, где тебя встречают с теплом и радостью.

В разное время года он объехал буквально весь район. Но почему на его акварелях в основном яркие летние краски?

«Зимних произведений у меня действительно почти нет, — рассказывает он. — Я пишу акварелью, разбавлять ее нужно водой. Люблю писать с натуры. Но в зимнее время года любой выход на натуру с акварелью ничем хорошим не заканчивается: вода замерзает. Более того, даже поздней осенью, когда сильный ветер, прямо под кистью образуется ледок, работать невозможно. Зимние пейзажи есть, но сделаны они по памяти».

Пейзаж является доминантой его творчества. Почему он пишет природу, хотя работает и в жанре портрета? «Природа – уникальная натура, — считает он, — которая всегда готова позировать: в любую погоду, в любое время дня и ночи. С ней не надо согласовывать время и сроки позирования, она ни разу не попросила сделать ее стройнее и моложе и никому не пожаловалась, что не очень похожа сама на себя».

Сергей Юрьевич Горбачев

Художник не фотограф, он не призван фиксировать какой-то факт или явление, а передает ощущения от их восприятия, запечатлевает настроение. Он заставляет человека со-переживать, со-страдать, со-радоваться, прислушаться к тишине леса, всмотреться в удивительную синеву небес. И это более ценно, нежели чьи-то слова, что рисунок ничуть не хуже фотографии.

Творчеству художника посвящена недавно вышедшая книга «Время акварели: Сергей Горбачев». Во вступительной статье к изданию кандидат искусствоведения И. Кувалдина пишет: «На межрегиональных Всероссийских и международных выставках Горбачев, как правило, представлен пейзажами, выполненными в селе Рябово или в верховьях Моломы, в Подосиновском, Опаринском, Кирово-Чепецком, Куменском или Яранском районах Кировской области. Художнику-вятчанину дорого настроение родных пейзажей. Порой экспрессивные, порой задумчиво-печальные, они отражают его любовь и преданность родному краю».

Сергей Юрьевич Горбачев