«А годы летят, наши годы как птицы летят…»

1. Дорожное строительство

Единственным погрузочным пунктом района является железнодорожная станция ст. Опарино, куда приходится из глубины района на 120 и более километров перебрасывать груз к железной дороге плюс к этому нужно учесть, что дороги 20 лет не ремонтировались. При глинистой и болотистой почве, дорога в сплошную покрылась ухабами, где ежедневно ломаются телеги, калечатся лошади. Особо не проходимой делается дорога во время дождей — весной и осенью, где не только затруднено доставка грузов, а зачастую и почты.

Основной тракт связывающий райцентр с основными с/советами Лузянский и другие на протяжении волока — Опарино Важня I 20 километров, требуют сплошную выкладку камнем, щебнем и гравием. Только выполнением трудгужповинности дорожное строительство в 1934 году не осуществить, поэтому проектируется на дорожное строительство капиталовложения на 1934 год 40 тысяч рублей.

2. Сельское хозяйство

Опаринский район отнесен к району животноводческому, который не имеет специального помещения ветеринарной лечебницы. Проектируется строительство в глубине района в Лузянском с/С ветлечебницы стоимостью на сумму 50 тыс. рублей. Кроме того дополнительно открытие врачебных пунктов Паламохинском, Шадринском и В М-Паломском (Верхо-Моломско-Поломском (прим. архива) с/Советах стоимостью 6 тысяч рублей.

Район коллективизирован на 66,5 % , но не имеет мастерской по ремонту сельхозинвентаря. В настоящее время при значительной порче или поломки части машины приходится колхозникам обращаться в Вятские и В-Устюгские мастерские, а в худшем случае оставить машины без действия. На оборудование мастерской запроектировано 25 тысяч рублей, долевое участие РИКа (районный исполнительный комитет (прим. архива) 10 тысяч рублей.

Чтобы дать электрический свет организациям, учреждениям и мастерским нужно использовать имеющуюся в ЛТХ (лестранхоз (примечание архива) бездействующую динамо-машину и двигатель на 50 лошадинных сил. Для организации электростанции запроектировано долевое участие РИКа 25 тысяч рублей.

В виду необеспеченности колхозов подводами (повозками) проектируется ввести в район не менее 600 парных милитиризированных повозок на железном ходу. Необходимость вызвана ростом коллективизации, специальных средств на это дело проектируется 91,2 тыс. руб., в последствии с возвратом от колхозов.

С ростом сельского хозяйства и переходом его на машинную обработку земли нужны кадры специалистов: кузнецов 20 ч., машиноводов 30 чел., ветфельдшеров 10 чел., что по проекту требует 9 тысяч рублей, в том числе местного бюджета 4,5 тыс. руб.

Итого на развитие сельского хозяйства проектируется на 1934 год 186,7 тысяч рублей.

3. Потребкооперация

Райпотребсоюз не имеет своего собственного специального торгового помещения. Под торговое помещение использован райисполкомовский дом, ранее принадлежавший частному торговцу. Отсутствует складочное помещение. Хлебопекарня помещается в захолустном домике в очень опасном в пожарном отношении не в коем случае не могут быть соблюдены санитарные правила. Отсутствует ледник, а поэтому не может быть гарантии от порчи скоропортящихся продуктов, а особенно в летнее время экспортного масла. В 1933 году Опаринский район отгружает 100 тонн масла.

Эти объекты строительства были включены в смету 1933 года на строительство крайпотребсоюзом разрешено не было. По-видимому крайпотребсоюз не учел необходимости важности данных объектов. Население пос. Опарино: учительство, служащие и рабочие могут очутится без печеного хлеба, если не будет развернуто строительство хлебопекарни. На данные объекты строительства проектировано капиталовложений на 1934 год 121 тыс. руб.

В борьбе за лучшее качество экспортного масла необходимо переоборудовать ряд существующих маслозаводов и достроить 2 новых маслозавода стоимостью 80 тысяч рублей.

Итого капиталовложений по райпотребкооперации проектируется 201 тыс. руб.